Вопросы правоприменения Налогового кодекса Российской Федерации, практика ФАС УО, 25.02.2014 | Алексей Кончин: правовая персональная помощь

Вопросы правоприменения Налогового кодекса Российской Федерации, справка ФАС УО, 25.02.2014

Арбитражный суд Уральского округа

Арбитражный суд Уральского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

итоговая справка

 

 

по актуальным (проблемным) вопросам правоприменения Налогового кодекса Российской Федерации

утверждена на заседании президиума

Федерального арбитражного суда

Уральского округа

25.02.2014

 

1. Обязаны ли налоговые органы осуществлять деятельность, связанную с оформлением выморочного имущества в собственность Российской Федерации, в частности получать свидетельство о праве государства на наследство?

В соответствии с п. 1 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.

Согласно п. 3 ст. 1151 названного Кодекса порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, определяется законом.

В пункте 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 № 340 закреплена за налоговыми органами[2].

Федеральным законом от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с частью третьей ГК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей ГК РФ.

В связи с тем, что предусмотренный п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса закон не принят, вопросы, указанные в этом пункте, регулируются Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683[3]. Согласно п. 3 данного Положения учет, принятие мер по охране и оценке выморочного имущества возлагаются на налоговые органы.

Инструкция Министерства финансов СССР от 19.12.1984 № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» была издана в соответствии с Положением.

С учётом изложенного до признания утратившим силу постановления Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 учет выморочного имущества, перешедшего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением и Инструкцией.

Из изложенного следует, что функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены на Федеральную налоговую службу и на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Таким образом, на налоговый орган возложена обязанность по проведению работ с выморочным имуществом, в том числе получению свидетельства о праве государства на наследство, после чего налоговый орган передает имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

 

2. Вправе ли налогоплательщик включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль сумму затрат иной организации в виде уплаченного налога на прибыль?

В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации[4] налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку компенсация налогоплательщиком другой организации уплачиваемых ею налогов не влечет экономической выгоды для налогоплательщика, то есть является экономически необоснованным расходом, то налогоплательщик не вправе учитывать такие суммы в составе расходов.

 

3. Возникает ли у налогоплательщика обязанность восстановить в составе внереализационных доходов суммы налоговых обязательств, включенных ранее налогоплательщиком в состав расходов при исчислении налога на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) и списанных в виде кредиторской задолженности налогоплательщика на основании подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ?

Согласно п. 18 ст. 250 Налогового кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 251 названного Кодекса.

На основании подп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

В силу п. 33 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подп. 21 п. 1 ст. 251 названного Кодекса.

Перечень доходов, освобожденных от налогообложения налогом на прибыль, закреплен в ст. 251 Налогового кодекса и является исчерпывающим. Более того, действие указанной статьи распространяется как на доходы от реализации товаров (работ, услуг) (ст. 249 НК РФ), так и на внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Из взаимосвязанных положений подп. 21 п. 1 ст. 251 и п. 18 ст. 250 Налогового кодекса следует, что законодатель выделил основания для исключения из налоговой базы по налогу на прибыль сумм целевого финансирования, направленных на погашение налогоплательщиками налогов, пеней, штрафов, поскольку данные суммы не являются суммами, полученными в счет увеличения доходов предприятия.

При этом положения п. 33 ст. 270 Налогового кодекса и другие нормы гл. 25 названного Кодекса не содержат императивных указаний о необходимости восстановления в составе внереализационных доходов сумм налоговых обязательств, включенных ранее налогоплательщиком в состав расходов при исчислении налога на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) и списанных в виде кредиторской задолженности налогоплательщика по основаниям, предусмотренным подп. 21 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса.

Таким образом, у налогоплательщика отсутствует обязанность восстановить в составе внереализационных доходов суммы налогов, включенных ранее налогоплательщиком в состав прочих расходов, на уплату которых выделена субсидия из федерального бюджета.

[1] Далее — Гражданский кодекс, ГК РФ.

[2] В настоящее время названный Указ не признан утратившим силу.

[3] Далее — Положение.

[4] Далее — Налоговый кодекс, НК РФ.

Оставить свой комментарий

© 2018    Алексей Кончин    //    Войти   //    Вверх