Транспортный налог на дорогие автомобили | Алексей Кончин: правовая персональная помощь

Транспортный налог на дорогие легковые автомобили

TN_dorogie_avtoНу вот и случилось то, о чём долго судачили.

Внесли-таки изменения в транспортный налог. Ввели-таки налог на дорогие автомобили.

Я свою позицию относительно этих изменений в налоговом законодательстве высказывал в прямом эфире радиостанции "Коммерсант FM" ещё 29 мая 2013 года.

Давайте разберём, что изменяется в связи с введением налога на дорогие автомобили, а также, какие "чудеса" содержит этот закон.

Сразу одно уточнение. Несмотря на то, что везде в прессе ведётся речь о введении налога на дорогие автомобили, это не совсем так.

Новый налог не вводится.   Просто в порядок исчисления транспортного налога, касающегося легковых автомобилей вносятся определённые изменения.  

Суть их заключается в следующем.

1. Изменения касаются исчисления транспортного налога только на легковые автомобили.

Ни для каких других транспортных средств изменений не происходит.

Тут у меня основной вопрос, а почему только легковые автомобили? А как же всякие катера и яхты, которые в большей степени являются олицетворением роскоши? Ведь если уж брать в качестве базовой составляющей социальный фактор, то надо быть последовательным. Но ответа у меня нет.  

2. Изменения касаются только исчисления транспортного налога для дорогих легковых автомобилей, стоимость которых начинается от 3 000 000 (Трёх миллионов) рублей.  

Как же определять размер транспортного налога на дорогие легковые автомобили? Как это следует делать согласно логике законодателя.

Во-первых, для этого легковой автомобиль должен быть включён в Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 (Трёх миллионов) рублей.

То есть легковой автомобиль, которым Вы владеете, сперва надо найти в таком вот Перечне. Если он там есть, то исчисление транспортного налога по нему будет происходить с применением коэффициентов.  

Как и на какой момент должна определяться средняя стоимость легкового автомобиля — это большая загадка, разгадку которой спустили на уровень так называемого "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли". (Фуф… Если Вы сумели это наименование прочитать — честь Вам и хвала. Мне себя пришлось специально заставлять.) 

В общем, речь идёт о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России).  

Так вот, Минпромторг России должен будет определить т.н. Порядок расчёта средней стоимости дорогих легковых автомобилей и каждый год определять, какие легковые автомобили имеют среднюю стоимость от 3 000 000 (Трёх миллионов) рублей.

Я даже не представляю, как это будет происходить. Особенно в свете применения коэффициентов для исчисления суммы транспортного налога, о которых речь пойдёт ниже.  

Пока предлагаю взять паузу и дождаться хоть каких-то действий сперва от этого самого Минпромторга России, чтобы "не гадать на кофейной гуще".  Если есть желание, то можете высказываться на эту тему в комментариях.  

Во-вторых, этот Перечень должен публиковаться не позднее 1 марта каждого года исчисления транспортного налога на дорогие легковые автомобили на официальном сайте Минпромторга России в сети "Интернет".  

То же самое. Что и как попадёт в такой перечень — загадка пока.

Одно можно сказать точно.

Впервые этот перечень можно будет увидеть не позднее 01 марта 2014 года. Аккурат, менее чем через неделю после окончания Зимней Олимпиады 2014.

То есть сроки и место, где можно будет найти свой автомобиль в Перечне, обозначены. Но я с трудом понимаю: а если этот перечень будет опубликован с нарушением сроков? Или он после публикации будет корректироваться? Что тогда? Какие последствия для налогоплательщика? Этот срок пресекательный или какой? Нет ответов…

Если юридические лица сами исчисляют сумму транспортного налога, они сами для себя определят какую-то дату. Но всё равно в подобной ситуации однозначно могут возникнуть вопросы. А для физиков транспортный налог исчисляет налоговый орган. Он каким Перечнем будет руководствоваться? Ох, неспокоен мой юридический разум на этот счёт…

В третьих, изначально надо в обычном порядке рассчитать размер транспортного налога для дорогого легкового автомобиля по ставкам, которые существуют в соответствующем регионе России, с учётом всех возможных льгот и нюансов, связанных с количеством месяцев в году, в течение которых легковой автомобиль был зарегистрирован за соответствующим владельцем. То есть определить сумму налога без каких-либо коэффициентов.  

А, в четвёртых, если Ваш автомобиль найдётся в Перечне, о котором шла речь выше, то исчисленный в обычном порядке транспортный налог надо будет умножить на повышающий коэффициент, величины которого приведены в таблице ниже. 

Возраст легкового автомобиля Средняя стоимость легкового автомобиля(руб.)
от 3 млн до 5 млн от 5 млн до 10 млн от 10 млн до 15 млн от 15 млн
       
не более 1 года коэффициент 1,5 коэффициент 2 коэффициент 3 коэффициент 3
от 1 года до 2 лет коэффициент 1,3 коэффициент 2 коэффициент 3 коэффициент 3
от 2 лет до 3 лет коэффициент 1,1 коэффициент 2 коэффициент 3 коэффициент 3
не более 5 лет коэффициент 1 коэффициент 2 коэффициент 3 коэффициент 3
не более 10 лет коэффициент 1 коэффициент 1 коэффициент 3 коэффициент 3
не более 20 лет коэффициент 1 коэффициент 1 коэффициент 1 коэффициент 3

И тут опять возникает вопрос о том, как же будут между собой стыковаться: 

— Порядок расчёта средней стоимости дорогих легковых автомобилей  

— Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 (Трёх миллионов) рублей  

— приведённые выше коэффициенты в разрезе возраста легкового автомобиля и его средней стоимостью.  

Ну и о самом "чудесном" в этом законе.

Изложенные в законе положения, мягко говоря, весьма неопределённы, не отвечают правилам формальной логики, а иногда просто противоречат друг другу.

Это, в частности, касается вопросов исчисления возраста автомобиля и  исчисления стоимости автомобиля.  

Давайте рассмотрим на примерах.

Пример 1.

Возрастной критерий: "не более 1 года".  

По логике, возраст автомобиля, равный точно 1 году попадает в категорию "не более 1 года".   Правильно?

Однако в законе есть ещё один возрастной критерий: "от 1 года до 2 лет".  Как это понимать?

Автомобиль, которому ровно 1 год, в какую категорию попадает? В ту, где говориться "не более 1 года", или в ту, в которой речь идёт "от 1 года до 2 лет"???

По правилам формальной логики и буквального толкования написанного он попадает в ОБЕ (!!!) категории.

Но такого быть не должно. Хотя бы из элементарного уважения к формальной логике. 

Понятно, что ситуация, когда автомобилю ровно 1 год, на деле практически не может существовать. Просто потому, что у автомобиля, скажем так, нет "дня рождения".  То есть с точностью до одного дня определить возраст автомобиля невозможно. Казалось бы, что тогда все рассуждения "не более 1 года" или "от 1 года" автомобилю являются излишними. Возможно. Но тут мы натыкаемся на другой момент, который поражает своей "определённостью" в данном вопросе.  

Цитата из закона: "Исчисление сроков начинается с года выпуска соответствующего автомобиля". Фантастическая определённость…

Год (выпуска) — это 365 дней. В какой из этих 365 дней начинает отсчёт год выпуска? С какого какого момента будут исчисляться эти самые "не более 1 года" или "от 1 года"?

Я "вскрыл" все анналы юридической теории, касающейся исчисления сроков. Применить к данному закону доктрину, науку и практику в части исчисления сроков пока просто не представляется возможным. Нет ответа. Нет определённости.

И именно поэтому вопрос разграничения понятий "не более 1 года" и "от 1 года" вырастает в своей важности в "разы". Поскольку от этого будет зависеть размер денежных налоговых обязательств соответствующего налогоплательщика. Как его будут разрешать при такой вот "фактуре", которая заложена в законе? Я даже боюсь загадывать, как это будет.  

Пример 2.

Касается исчисления стоимости автомобиля.  

Два критерия возьмём, которые прямо указаны в законе:

—  "от 3 миллионов до 5 миллионов включительно" и

"от 5 миллионов до 10 миллионов включительно"

Понятно, что в первую ценовую категорию попадает автомобиль стоимостью 3 000 000 рублей и выше вплоть (и тут самое интересное !!!) до 5 000 000 рублей ВКЛЮЧИТЕЛЬНО. Это прямо написано. Это соответствует правилам толкования и правилам формальной логики. Отлично. Вроде как понятно.

Но теперь — дальше.

Если внимательно смотреть вторую упомянутую ценовую категорию, то автомобиль стоимостью 5 000 000 рублей попадает также и… ТУДА!!!  

"5 000 000 рублей включительно" и "от 5 000 000 рублей" — это же ОДНО и ТО ЖЕ!!!

Как же так?.. Кто готовил текст этого закона? Покажите, "я хочу видеть этого человека"!

Я в шоке.

Спасибо, что у нас такие однозначные и логически выдержанные законы.

А ведь исчислением транспортного налога для физических лиц занимается налоговый орган. Представьте себе, что это будет потом. Если даже сейчас, когда всё вполне определённо для исчисления транспортного налога, в налоговых уведомлениях, рассылаемых налоговым органом указывается такая ересь, которую специально даже не придумаешь. Что будет при исчислении налога на дорогие легковые автомобили? Боюсь представить себе.  

И в заключении…

Я очень сильно надеюсь, что за то время, которое пройдёт к моменту первого исчисления и уплаты транспортного налога на дорогие легковые автомобили, появится какая-то ясность. Исчисляться и уплачиваться транспортный налог по такой "чудесной" схеме будет, начиная с налогового периода — 2014 года, то есть только за 2014 год.

Хотя для организаций все сложности с исчислением транспортного налога на дорогие легковые автомобили наступят гораздо раньше — уже в апреле — мае 2014 года, когда в подавляющем большинстве регионов России необходимо будет уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу за первый квартал  2014 года.

Для физических же лиц ситуация чуть более благоприятна, поскольку непосредственно исчисляться и уплачиваться транспортный налог на дорогие легковые автомобили за 2014 год будет только в 2015 году. 

К записи "Транспортный налог на дорогие легковые автомобили" 5 комментариев
  1. Елена:

    Добрый день! А у меня вот какой вопрос возник, начала считать авансовый платеж по трансп. налогу за 1 кв.2014 года, и обнаружила, что авто Mercedes-Benz G55 нет в перечне дорогостоящих автомобилей. А куплен он за 4 990 000 б/у в 2013 году. Дата выпуска 2011 год. Что делать в данной ситуации, радоваться, что нет в перечне, или все таки считать с учетом повышающего коэффициента? 

    • Добрый день!

      Совершенно верно, если автомобиля такой марки и такой модели нет в перечне, то нет ни единого основания для применения повышающего коэффициента.

      У Вас же нет обязанности проводить оценку автомобиля и определять, сколько он стоит на настоящий момент и, если он стоит 3 миллиона рублей и выше, то использовать коэффициенты? Нет.

      Закон чётко сказал: дорогостоящими считаются только те автомобили, которые поименованы в перечне Минпромторга. Предполагается, что их стоимость 3 млн. рублей и выше. Все остальные — автомобили недорогостоящие, поэтому коэффициенты к ним неприменимы.

      Исчисляйте транспортный налог по одинарным ставкам.

  2. С 2014 г введен повышающий коэффициент на дорогие автомобили в отношении транспортного налога. Организация приобрела авто у физического лица 2011 года выпуска . Сумма по договору купли-продажи 250 000 руб. Автомобиль числится в списке Минпромторга РФ как авто , стоимостью 3 550 000 руб , т.е. попадает под налог на роскошь. Правильно ли я понимаю , что уже авансовый платеж по транспортному налогу за 1 квартал 2014 г должен быть умножен на повышающий 1,1 — , т.к. авто 3 года и по мнению чиновников он стоит более 3 млн руб ? И еще вопрос -если кто знает — где в программе 1С -8.3 этот повышающий коэффициент прописать . Спасибо

    Информация взята здесь:http://www.chtodelatesly.ru/transportnyj-nalog-na-dorogie-legkovye-avtomobili/.html

    • В том-то и парадокс, что помимо перечня автомобилей, стоимостью 3 млн. и выше, ещё должен существовать Порядок расчёта средней стоимости дорогих легковых автомобилей. И для правильного исчисления транспортного налога надо использовать эти два документа в совокупности.

      Но сейчас получается, что вне зависимости от реальной рыночной стоимости автомобиля придётся руководствоваться лишь двумя критериями: наличием марки и модели автомобиля в перечне и его возрастом.

      И получается, что уже по изначально в этот перечень заложено то, что любой поименованный в нём автомобиль, независимо ни от чего более, подпадает под применение коэффициентов. Хотя на деле всё может быть иначе: ведь реальная рыночная стоимость автомобиля марки и модели из перечня, возрастом не выше 5 лет, по тем или иным причинам может быть ниже 3 млн рублей, ну, допустим, по такой причине как его аварийное состояние. А это нигде не учитывается сейчас.

      Но, как бы то ни было, Вы совершенно правильно понимаете, что уже авансовый платёж за первый квартал должен быть исчислен с повышающим коэффициентом.

      Насчёт бухгалтерской программы 1С ничего не смогу сказать, это не мой профиль.

  3. […] Что же такого произошло в части транспортного налога ч… […]

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту
© 2018    Алексей Кончин    //    Войти   //    Вверх