Транспортный налог организации и обособленное подразделение | Алексей Кончин: правовая персональная помощь

Про транспортный налог с организаций и их обособленных подразделений

Юридическое сопровождение за 39 000 рублей в месяц! КЛИКАЙТЕ СЮДА!

Хочу рассмотреть одну интересную ситуацию: о транспортном налоге и обособленных подразделениях организации. И о том, куда сдавать в таких случаях налоговую декларацию по транспортному налогу и куда этот самый налог уплачивать.

На данную мысль меня подтолкнул вопрос одной из посетительниц другого моего сайта.

Суть вопроса сводилась к следующему: как и куда уплачивать транспортный налог организации, которая имеет несколько обособленных подразделений, за которыми закреплено определённое количество автотранспорта. Обращу внимание, что вопрос касается лишь автомобильного транспорта, а не всех транспортных средств. Также скажу, что речь идёт об автомобилях, принадлежащих организациям.

Пролог.

Летом этого года законодатель принял некоторые здравые изменения налогового законодательства, которые опосредованно коснулись исчисления и уплаты транспортного налога юридическими лицами. Если точнее, то непосредственно изменения затрагивали понятийный аппарат, относящийся к налоговым вопросам.

Дело в том, что транспортный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Также в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств сдаётся налоговая декларация по транспортному налогу организациями — плательщиками налога.

До 24.08.2013 года местом нахождения такого транспортного средства как автомобиль или мотоцикл являлось место его государственной регистрации.

С 24.08.2013 года местом нахождения автомобиля стало считаться место нахождения собственника этого автомобиля, то есть место государственной регистрации организации или, другими словами, юридический адрес.

То есть законодатель установил правило, что транспортный налог, а также декларация о транспортном налоге организацией уплачиваются и подаются в бюджет по месту нахождения юридического лица. Это очень грамотно кореллировало  с изменениями в правилах регистрации автомобилей.

Да и глобально правильным, на мой взгляд, является правило не «рассыпать» транспортный налог с организаций по различным местным и региональным бюджетам. Тем более, когда такие действия обосновываются наличием обособленных подразделений соответствующей организации. В подобной ситуации на пустом месте для организаций создаются сложности для исчисления и уплаты транспортного налога.

Законодатель был, на мой взгляд, весьма мудр. Он принял прекрасное решение.

Однако осенью «мудрый» законодатель принял «улучшения» к  уже принятым решениям…

В частности, опять термин «место нахождения» применительно к автомобилям претерпел изменения.

С 03.12.2013 года местом нахождения автомобиля считается место нахождения организации (ее обособленного подразделения), по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Добавило это ясности и пользы для участников налоговых отношений, давайте разбираться.

Суть вопроса: как же сейчас обстоят дела в части исчисления транспортного налога организациями, имеющими обособленные подразделения?

У транспортных средств организации, исходя из существующего правового регулирования, может быть две категории места нахождения:

— место нахождения головной организации, то есть юридический адрес, по которому организация зарегистрирована;

— место нахождения обособленного подразделения организации.

Сложностей, когда автомобиль зарегистрирован по месту нахождения организации, вопросов не вызывает никаких.

В налоговый орган, на учёте в котором состоит организация, сдаются налоговые декларации по транспортному налогу, в бюджет по месту нахождения этой организации уплачивается транспортный налог и авансовые платежи, если таковые предусмотрены законодательством о транспортном налоге соответствующего субъекта РФ.

На практике гораздо больше сложностей возникает, когда автомобиль зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения, особенно, когда с этим обособленным подразделением происходят какие-то изменения.

Обособленное подразделение — это сугубо налоговый термин, в его основу положены не какие-то чёткие организационные и корпоративные признаки, которым присуща определённая стабильность, а весьма размытые критерии. Поэтому обособленное подразделение — это «структура» нестабильная, изменчивая. Возникновение и существование обособленного подразделения легко фиксируется и точно также легко это подразделение может исчезнуть, «ликвидироваться».

И одним из оснований возникновения обособленного подразделения является регистрация транспортного средства по месту их нахождения, отличном от места нахождения юридического лица.

Для таких случаев как раз закреплено правило, что налоговый орган обязан осуществить постановку организации на учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами ГИБДД.

В тот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте заказным письмом организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств.

Что это значит.

В настоящее время правильным образом исполнить свои обязанности налогоплательщика по транспортному налогу организация может лишь в случае, если она получила уведомление о постановке на учёт обособленного подразделения по месту нахождения транспортных средств, то есть, по сути дела, чётко понять, куда платить транспортный налог за конкретные автомобили, куда сдавать декларацию по транспортному налогу, можно лишь, получив от налогового органа такое уведомление.

Когда у вас есть на руках есть такое уведомление, то с момента его получения вы должны всё делать сообразно ему. Уплатить авансовые платежи по налогу и сам налог по реквизитам бюджета по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении, а также подать декларацию в налоговый орган, который выдал это самое уведомление.

Вроде всё понятно. Но всё далеко не так очевидно, как хотелось бы.

А если такого уведомления организация не получала?

Ведь инициатива постановки на налоговый учёт в соответствующем налоговом органе исходила не от неё, а от ГИБДД. Регистрировать автотранспорт сейчас возможно в любом отделении ГИБДД. А вот куда, в какой налоговый орган, отделение ГИБДД направит сведения о регистрации, если теоретически их возможно направить в несколько налоговых инспекций?

А могла ли организация вообще получить такое уведомление от налогового органа?

Давайте рассмотрим две основных ситуации, которые могут возникнуть на практике, и что в таких случаях делать.

1. У вас нет такого уведомления от налогового органа, но у вас есть уже зарегистрированное обособленное подразделение.

И вам доподлинно известно, что данные этого обособленного подразделения использовались при регистрации соответствующего транспортного средства. Тогда можно смело уплачивать налог и сдавать декларацию соответственно в бюджет и налоговый орган по месту, где зарегистрировано данное обособленное подразделение.

Но вот тут надо быть очень внимательным.

Между обособленным подразделением и регистрацией транспортного средства должна прослеживаться документальная связь. Причём, не внутренняя, а внешняя.

Это означает, что в паспорте транспортного средства (ПТС) и свидетельстве о регистрации транспортного средства (СРТС) должно быть указано существующее обособленное подразделение организации в качестве владелеца транспортного средства с его реквизитами, как минимум, должен быть указан адрес такого обособленного подразделения.

Если Вы знаете, что это транспортное средство фактически принадлежит и используется каким-то обособленным подразделением (это следует из ваших внутренних документов), но в документах, которые были представлены ГИБДД (а лишь оттуда информация может уйти в налоговый орган), в качестве собственника указано не обособленное подразделение, а непосредственно головное юридическое лицо, и указан его адрес, то в этом случае все действия по уплате транспортного налога и подаче декларации следует осуществлять по месту головного юридического лица. Без вариантов. Только так будет правильно и законно.

Потому что в подобной ситуации юридически обособленное подразделение к этому транспортному средству как объекту налогообложения никакого отношения не имеет. И, наоборот, головная организация имеет самую непосредственную правовую связь с этим транспортным средством.

2. Вторая ситуация: самого обособленного подразделения ещё не существует. Оно образуется только в результате регистрации транспортных средств по соответствующим реквизитам.

(Сразу оговорюсь, что это, на мой взгляд, весьма странный вариант с т.з.нормальной формальной логики. Однако такой вариант, если следовать логике принятых в настоящее время нормативных актов, вполне, оказывается, возможен.)

В этом случае надо ждать получения соответствующего уведомления налогового органа, которым будет подтверждён этот факт. Пока таких данных нет, то нет оснований уплачивать транспортный налог и подавать декларацию по месту нахождения этого обособленного подразделения, поскольку оно для вас ещё не существует.

Но тут я задаюсь другим вопросом, который гораздо больше меня волнует.

А может ли вообще возникнуть обособленное подразделение в результате регистрации траснспортного средства?

Налоговый кодекс РФ совершенно легко прописывает возможность такой ситуации. Но так ли это на самом деле?

Обратите внимание, что изложено в абзацах 4 и 5 п. 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ:

«Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом:

организации (физическому лицу) — уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей (ему) недвижимого имущества и (или) транспортных средств (уведомление о снятии с учета в налоговом органе);«

То есть налоговое законодательство предусматривает такую схему:

— ГИБДД должно сообщить в налоговый орган по месту регистрации транспортного средства соответствующую информацию. А именно: сообщить, что зарегистрировала автомобиль за таким-то лицом по такому-то адресу.

— После получения информации из ГИБДД налоговый орган должен зарегистрировать обособленное подразделение организации по месту нахождения его транспортного средства. И выдать уведомление.

А теперь давайте вдумаемся.

Какие данные при регистрации транспортного средства будут указываться в документах, подаваемых на регистрацию?

Там же должно быть указаны действительные и достоверные данные. В частности, как будет указано место нахождения лица — владельца транспортного средства?

Указать данные места нахождения обособленного подразделения невозможно: его, обособленного подразделения не существует. Оно появится лишь после того, как налоговый орган его зарегистрирует.

Зарегистрировать транспортное средство может лишь собственник. Для регистрации в ГИБДД надо предоставлять информацию о собственнике транспортного средства. В том числе, его адрес и прочие реквизиты.

В частности, п. 24.3 Приказа МВД России от 24.11.2008 № 1001 (ред. от 07.08.2013) «О порядке регистрации транспортных средств» гласит:

«24.3. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.»

Если обособленного подразделения не существует, то у него нет места нахождения, поэтому предоставить при регистрации транспортного средства данные такого обособленного подразделения не представляется возможным.

Совершенно очевидно, что в результате регистрации транспортного средства обособленное подразделение организации возникнуть НЕ МОЖЕТ. Потому что среди прочей информации, представляемой на регистрацию транспортного средства, возможно указать лишь существующие реквизиты или головной организации, или УЖЕ существующего обособленного подразделения.

А коль обособленное подразделение уже существует — тогда при наличии документальной связи (смотрим изложенное выше в статье) не составляет труда определить, куда надо подавать декларацию по транспортному налогу и в какой бюджет его уплачивать.

Поэтому напрашивается совершенно очевидный вывод.

У автомобиля организации как объекта налогообложения может быть всего лишь два места нахождения:

— юридический адрес головной организации;

— адрес, по которому расположено уже действующее к моменту регистрации автомобиля обособленное подразделение.

Таким образом, уплачивать транспортный налог и подавать декларацию по транспортному налогу не по месту нахождения головной организации, а по месту обособленного подразделения, возможно лишь тогда, когда документально подтверждается регистрация транспортного средства за УЖЕ существующим обособленным подразделением, но это должно подтверждаться соответствующим уведомлением из налогового органа.

Если вам пригодилась эта информация, то делитесь ею. По краю экрана вы можете увидеть кнопки социальных сетей, кликайте по ним.

Я всегда открыт к различного рода сотрудничеству на правовой почве. Если вам нужна добротная юридическая поддержка по широкому кругу вопросов, в том числе и по налоговым вопросам, то всегда можно найти вариант для построения взаимовыгодных отношений. Ознакомьтесь вот с этим предложением:

Юридическое сопровождение за 39 000 рублей в месяц! КЛИКАЙТЕ СЮДА!

К записи "Про транспортный налог с организаций и их обособленных подразделений" 48 комментариев
  1. Жанна:

    Алексей, добрый день!
    Все наши транспортные средства поставлены на учет в ГИБДД Москвы, по месту нахождения головной организации. При этом часть из них фактически используется в Санкт-Петербурге, где зарегистрировано обособленное подразделение, и туда же за эти транспортные средства мы платим транспортный налог. Ответьте, пожалуйста, должны ли мы в обязательном порядке перерегистрировать данные ТС по месту их эксплуатации (Санкт-Петербург).

    • Добрый день!
      У огромного количества тех, кто находится в Москве или Санкт-Петербурге, а с недавнего времени — в Севастополе, и по месту нахождения имеют зарегистрированные ТС, буквально через дорогу начинается другой регион, и часто случается так, что по этому соседнему региону они эксплуатируют свои ТС гораздо чаще, чем там, где они зарегистрированы )))) Ну не перерегистрировать же им свои ТС из-за этого каждый раз.
      У владельцев транспортных средств есть обязанность их зарегистрировать. Всё.
      Перерегистрировать ТС, которые однажды уже были поставлены на учёт в ГИБДД, обязанности нет (ну если только собственник не меняется). Тем более, такой обязанности нет в связи с необходимостью уплаты транспортного налога.
      Применительно к ТС, которые эксплуатируются не по месту их регистрации, точно также нет обязанности перерегистрировать.
      А вот что касается уплаты вами транспортного налога, то его вы платите неверно.
      Он платится по месту нахождения ТС, а местом их нахождения в вашем случае в смысле налогообложения является не Санкт-Петербург, а Москва. Вот если вы вдруг зачем-то решите-таки произвести перерегистрацию ТС из Москвы в СПБ, там их зарегистрируете, ГИБДД Санкт-Петербурга известит об этом налоговый орган в СПБ, а он именно по причине регистрации ТС поставит вашу организацию на налоговый учёт в СПБ и выдаст вам соответствующее уведомление, вот только тогда вы должны будете отчитываться по транспортному налогу и уплачивать его в Санкт-Петербурге. Но никак не сейчас.

  2. Евгений:

    Здравствуйте Алексей!

    Подскажите пожалуйста по следующей ситуации:
    Предприятия было зарегистрировано в Крыму, все ТС соответственно так же.
    В сентябре 2015 года предприятие перерегистрировалось в Москве. Так как все производственные мощности и практически все рабочие места расположены в Крыму, то в сентябре 2015 года В Крыму по старому адресу было зарегистрировано ОП.
    В ПТС и свидетельствах о регистрации ТС приобретенных до перерегистрации указан Крымский адрес, у ТС приобретенных после перерегистрации Московский адрес. Государственные номера у всех ТС крымские.
    Транспортный налог и декларации по транспортному налогу все время, как до перерегистрации так и после, оплачивался и сдавались в Крыму. Претензий со стороны Московской налоговой не поступало.
    В личном кабинете налогоплательщика по Москве числится 12 ТС (по 4-м якобы были выданы уведомления о постановке на учет), по Крыму 0, при этом все данные о ТС приобретенных как до перерегистрации с Москве так и после есть в Крымской налоговой (Уведомления о постановке на учет Крымской ИФНС не выдавались).
    Насколько я понял из вашей статьи Предприятие после перерегистрации в Москве должно было подавать декларацию по транспортному налогу и оплачивать налог в Москве.
    Теперь даже не знаю, что делать. Получается, что необходимо все ТС перерегистрировать на ОП в Крыму, подать уточняющие декларации в Московскую и Крымскую ИФНС, перечислить налог и пени….
    С уважением,
    Евгений

    • Здравствуйте, Евгений!
      Налог исчисляется и платится по месту нахождения ТС. Там же сдаётся и декларация.
      Место нахождения ТС согласно подпункту 2 пункта 5 ст. 83 НК РФ — это место нахождения организации или ее обособленного подразделения.
      В случаях изменения места нахождения организации снятие её с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояло на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета:
      российской организации по месту ее нахождения, транспортного средства, указанного в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 настоящего Кодекса — в течение пяти дней со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц. (п. 4 ст. 84 НК РФ).
      Это означает, что когда ваша организация поменяла место нахождения, то должны были снять с налогового учёта как саму организацию, так и зарегистрированные за ней транспортные средства. И, соответственно, поставить на налоговый учёт по новому месту нахождения.
      С этого момента местом нахождения транспортных средств стало новое место нахождения организации, то есть город Москва. И в Москве надо было исчислять транспортный налог, уплачивать его и сдавать декларацию.
      Вы этого не сделали.
      Крымская налоговая инспекция конечно же не стала возражать против того, что в её адрес приходит от вас транспортный налог. Я ещё ни разу не встречал, чтоб налоговый орган возражал против прихода денег. Ну и они не стали особо разбираться, насколько это всё правильно. Платите и платите. Здорово. Более того, учитывая, что по российскому законодательству Крым работает недавно, то крымские налоговики могли просто не знать всей этой кухни.
      Ну а Москва просто на это ещё не обратила своего внимания. Суммы по транспортному налогу, как ни крути, но ведь не ахти какие большие в сравнении с НДС и налогом на прибыль, поэтому их явно отслеживают не в первую очередь. Поэтому и ничего не сказали. Тем более, что сроки ещё не вышли, чтоб взыскать.
      Перерегистрация ТС в Крыму на сформировавшуюся ситуацию никак не повлияет. На будущее — возможно, но тоже не факт.
      Поэтому вам надо действительно за 2015 (с сентября), 2016 и 2017 год рассчитать транспортный налог по московским правилам, уплатить его, уплатить пени и подать декларацию. А в Крыму надо сдать декларации уточнённые, где будет указано, что никакого транспортного налога уплачено быть не должно, и затребовать суммы уплаченного налога как переплату.
      Что же касается перерегистрации ТС, то этим следует заниматься лишь если в этом будет какой-то экономический смысл, например, экономия на транспортном налоге. Но для этого надо чтоб ГИБДД сперва ТС сняло с учёта, а потом вновь поставило и сообщило об этом факте в налоговый орган. А налоговый орган должен будет уже поставить вашу организацию на налоговый учёт по месту регистрации ТС и выдать соответствующее уведомление. Вот только после этого местом нахождения ТС станет Крым. Если же этого не произойдёт, то ТС так и будут считаться находящимися в Москве в целях исчисления и уплаты транспортного налога.

  3. Александр:

    Ситуация следующая. ТС зарегистрирован в ГИБДД Санкт-Петербурга.
    В ПТС указан адрес головной организации в Москве как собственника. Но при этом сделана пометка на полях ПТС, что транспортное средство зарегистрировано по адресу обособленного подразделения в СПб. В СТС указан адрес обособленного подразделения в СПб.
    Вопрос: куда платить налог и подавать декларацию: в СПб или в Мск? Уведомления от ИФНС о постановке на учет указанного транспортного средства организация не получала.

    • Чего только не встретишь. )))
      Откуда ГИБДД Санкт-Петербурга слова-то такие знает: «обособленное подразделение»? )))
      Из-за того, что ГИБДД записало в ПТС на полях и в СТС, обособленное подразделение у налогоплательщика в связи с регистрацией ТС не появится.
      ОП возникнет лишь тогда, когда налоговый орган поставит на учёт это ОП (= зарегистрирует) по причине регистрации ТС. Пока этого не произошло, местом нахождения ТС будет являться место нахождения самой организации, т.е. место нахождения её головного офиса.
      Ну а дальше всё просто.
      Транспортный налог исчисляется и уплачивается по месту нахождения ТС. Также и налоговая декларация сдаётся по месту нахождения ТС. И в вашем случае — это Москва, пока ОП в Питере не поставлено на учёт.

  4. Олеся:

    Добрый день, подскажите куда платить транспортный налог если в ПТС собстенник стоит головная оганизация Красноярск, ГБДД района Емельяново (пригород) там у нас филиал, фактически машина там, т.е в Емельяновском филиале. У нас очень большой автопарк,более 500 машин в 90 процентах собственник головная организация Красноярск, ГБДД везде разные, по всему краю, машины фактически расплложены на територии многочисленных филиалах по краю.Правильно ли я поняла, что отчитываюсь я по ним и плачу налог в Красноярске. Спасибо

    • Транспортный налог — региональный. Из этого и исходите, в первую очередь. На весь Красноярский край ставки транспортного налога едины. Бюджет — един. Даже если что-то будет не так, то недоимки перед бюджетом не будет.
      Ну а самое основное то, что налог уплачивается по месту нахождения ТС. Если по месту регистрации ТС налоговый орган зарегистрировал ОП, тогда платить надо там, по реквизитам того налогового органа, где учитывается ОП в связи с регистрацией ТС. Если никакого ОП не было поставлено на учёт, тогда место нахождения ТС — место нахождения собственника, то есть самой организации, то есть — Красноярск.
      А фактическое нахождение ТС вообще ни на что не влияет с т.з. транспортного налога.

  5. Здравствуйте! Подскажите такой момент. Автотранспортные средства были зарегистрированы на компанию, стояли на учете в городской налоговой г. СПБ. Сменили юр.адрес на Ленинградскую область, соответственно и налоговая сменилась.Нужно ли снимать с учета в налоговой данные ТС и ставить на учет по новому юр. адресу компании.Или это происходит автоматически?

    • Здравствуйте!

      Налогоплательщик на налоговый учёт ТС не ставит, точно также он и не снимает их с такого учёта. Законом не предусмотрено таких обязанностей налогоплательщика.
      Постановка на учёт ТС и дальнейшие действия с ТС в части налогового учёта — это вопросы налогового органа, которыми он занимается самостоятельно, используя для этих целей информацию из ГИБДД о регистрации ТС.

      У налогоплательщика есть лишь обязанность уплачивать транспортный налог за ТС и сдавать декларацию. А это согласно закону должно происходить по месту нахождения ТС. Про место нахождения транспортных средств подробно написано в статье, комментарий к которой Вы написали.

      Поэтому если ваша организация сменила юридический адрес с СПБ на Ленобласть и при этом не совершала более никаких манипуляций с ТС в части снятия/постановки их на учёт в ГИБДД, то местом нахождения ТС будет считаться теперь также Ленинградская область, хоть они и стоят по-прежнему на учёте в ГИБДД в Санкт-Петербурге.

  6. Анна:

    Алексей, добрый день! Наша организация зарегистрирована в г. Тверь, а два автомобиля стоят на учете в Московской области. По незнанию, некоторое время мы отправляли декларацию и оплату транспортного налога в ИФНС в Московскую область. С тех пор в этой ИФНС числиться наша переплата. Возвращать её они нам по письму не хотят, а говорят, что надо подать корректировочную декларацию с нулевыми значениями. Но точно, как это сделать они не поясняют. Подскажите, пожалуйста. Спасибо.

    • Здравствуйте!

      Из написанного Вами больше вопросов не к тому, как подавать скорректированную декларацию, а к тому, как обосновать наличие переплаты по транспортному налогу. Последнее, как мне кажется, гораздо важнее, а главное — первично.

      Именно исходя из этого, если разобраться, то в требованиях налоговой из МО есть определённая логика.

      Коль уж вы сами подавали им соответствующую учётно-отчёную информацию, да ещё и уплачивали по их реквизитам налог, то для того, чтобы у них, по их учётам появилась эта самая переплата, им нужно какое-то более формализованное основание нежели письмо от вашей организации. Поэтому они и предложили подать скорректированную декларацию, согласно которой у вас не будет объектов налогообложения транспортным налогом в МО в соответствующий период, суммы налога будут равняться нулям, на основании чего и сформируется переплата по транспортному налогу. Вот тогда, когда они всё это проведут у себя, тогда и можно будет уже подавать заявление о возврате излишне уплаченного налога.

      Что же касается декларации с нулевыми значениями, так это точно такая же декларация по ТН. Вы же, скорей всего, по другим налогам подавали скорректированные декларации. Точно также и тут надо поступать, просто вместо ранее вписанной информации необходимо либо проставить прочерки, либо проставить нули, либо просто соответствующие графы не заполнять. Поднимите периоды, за которые вы подавали «не туда» налоговые декларации, на  основании которых потом производили «не туда» уплату налога, и заполните исходя из отсутствия объектов налогообложения.

      Ну а вообще вопрос порядка заполнения налоговой декларации больше бухгалтерский, чем юридический. Я конечно имею представление в бухучёте, даже имею кое-какое бухгалтерское образование, но всё же считаю себя юристом, а не бухгалтером. )))))

  7. Ирина:

    Скажите ,пожалуйста. У нас ООО было зарегистрировано в Ростове-на-Дону. Машины также были зарегистрированы в Ростове-на-Дону. Вопросов не возникало, пока ООО не изменило свой юридический адрес — на Краснодар. А машины остались зарегистрированы в Ростове-на-Дону в ГИБДД.
    Вопрос: в какую налоговую инспекцию ООО должно отчитаться по транспортному налогу и заплатить налог? Инспекция в Ростове-на-Дону уже не принимает нашу отчетность, так как сняла наше ООО с учета. А инспекция в Краснодаре не принимает отчетность по транспортному налогу за 2016 год, так как машины зарегистрированы в Ростове-на-Дону. Но Ростовская налоговая инспекция и сама не принимает отчетность, и грозится закрыть расчетный счет в случае не сдачи отчетности и неуплаты налога.

    • В настоящий момент местом нахождения транспортных средств является Краснодар. И неважно, что автомобили были зарегистрированы в Ростове-на-Дону. Это на данный момент не имеет никакого значения. Поэтому декларация по транспортному налогу подаётся в налоговый орган в Краснодаре.

      Но поскольку декларация подаётся за 2016 год, когда, как я понимаю, местом нахождения ТС был Ростов-на-Дону, то налог должен быть исчислен по ставкам Ростовской области и уплачен он должен быть в бюджет Ростовской области. 

      Это всё в декларации и должно быть отражено, порядок заполнения декларации именно это и предусматривает.

  8. Светлана:

    Добрый день! Помогите, пожалуйста разобраться. ТС зарегистрировано в г. Москва по месту нахождения головной организации. «Голова» в 2015г. переехала в г. СПб, с ТС ничего не делали. Декларацию за 2015г. сдали и налог уплатили в ИФНС в г. СПБ, по новому месту нахождения «Головы». После чего из ИФНС в г. МСК поступило требование об уплате налога,после переговоров с ИФНС они сообщили, что не передадут нашу карточку в ИФНС в г. СПб и мы обязаны уплатить и отчитаться к ним, иначе будут приняты меры по неисполнению требования. Не смотря на свою уверенность, что мы сделали все верно, мы подали декларацию в ИФНС в г. Москва и уплатили транспортный налог туда, при этом осуществив возврат налога из ИФНС в г. СПб.

    Оговорюсь, что в г. МСК мы открыли обособленное подразделение (не потому, что там находится ТС ), эта «обособка» прикреплена к другой ИФНС (не к той где числится ТС). Какие наши действия по уплате и отчетности будут за 2016 год, если ТС до сих пор не перререгистрировано. Нужно ли его перререгистрировать на «обособку» в г. Москва или на головную лоргиназацию в г. СПб? Куда на данный момент платить налог и подавать декларацию за 2016г.? На сколько я понимаю, мы имеем право отчитываться и уплачивать транспортный налог в «Голову» в СПб? Если да, то как это доказать ИФННС в г.Москва, за которым сейчас числится ТС?

    • Здравствуйте!

      Вы совершенно верно делаете вывод, что сдавать декларацию и уплачивать налог необходимо в СПБ. Место нахождения ТС согласно положениям НК РФ теперь там.

      То, что налоговая в Москве себя так ведёт, показывает лишь уровень компетентности сотрудников этого органа. Сложно объясняться с теми, кто не знает закона, особенно, если они имеют какие-то властные полномочия.

      При этом и в СПБ налоговый орган вполне может заявить свои «права» на транспортный налог.

      Тут есть два пути.

      Первый и, на мой взгляд юриста, единственно правильный.

      Отчитаться и заплатить в СПБ и ожидать претензий от Москвы. Когда такие претензии появятся в официальном виде, не просто на словах, тогда идти и обжаловать их в суд, как несоответствующие требованиям закона ненормативные акты. Если нужна помощь — обращайтесь, я буду рад посодействовать восстановлению справедливости.

      Второй.  Неправильный с т.з. юриста, но устраивающий, как правило, бухгалтерию и руководство, поскольку снимает в самом первом приближени явную напряжённость с налоргом.

      Отчитаться и заплатить в Москву. А потом — ожидать вопросов от СПб )))

      Доказать налоргу его неправоту без суда почти невыполнимая миссия. Поэтому надо выбирать из двух вариантов что-то подходящее на данном этапе.

  9. Зоя:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в такой ситуации: головное подразделение изменило адрес, находится в другом городе. На месте старого адреса было открыто обособленное подразделение (без расчетного счета, без баланса), есть приказ по заводу, что создано обособленное подразделение, в налоговой получили уведомление о создании обособленного подразделения. Следовательно транспортный налог будет выплачен по месту нахождения обособленного подразделения, так как транспорт находится в этом городе.Скажите, пожалуйста, надо ли в ГИБДД переделывать адрес в ПТС на обособленное подразделение?

    • Здравствуйте!

      Боюсь, что Ваше утверждение не является верным. Местом нахождения транспортных средств будет место нахождения головного подразделения. 

      Факт создания обособленного подразделения по тому месту, где ранее было головное подразделение, не даёт оснований считать, что транспортные средства в смысле уплаты транспортного налога своего места нахождения не поменяли. В вашем случае их место нахождения следует за местом нахождения головной структуры организации.

      Новое ОП было создано не в связи с регистрацией транспортных средств, поэтому ТС не могут считаться находящимися так же, где ранее было головное подразделение.

      Транспортный налог надо рассчитывать и уплачивать там, где теперь головное подразделение.

      Просто так менять адрес в ПТС просто так нет никакой необходимости.

      Вот если вы хотите, чтоб местом нахождения ТС остался этот же город, где они сейчас фактически располагаются, тогда поменять информацию в регистрационных данных в ГИБДД можно. Тогда по смыслу закона налоговый орган должен будет зарегистрировать вам ОП по месту регистрации ТС.

       

  10. Светлана:

    Добрый день. Подскажите вот с таким вопросом. Головная компания зарегистрирована в г.Москва, обособленное подразделение в г.Санкт-Петербург. В 2014 купили авто, ставили на учет в Санкт-Петербурге, но адрес собственника указали г.Москва, номера выдали Питерские, авто там и катается. В 2015 купили самоходную технику (погрузчик на склад в ОП в Санкт-Петербурге), зарегистрировали в Санкт-Петербурге на ОП, номера выдали Питерские. За 2014 год декларацию сдали в г.Москва и налог оплатили в г.Москва. В 2015 году нужно сдать две декларации? Одну в Санкт-Петербург, а другую в г.Москва? И налог заплатить в разные бюджеты?

    • Здравствуйте!
      Всё зависит от того, было ли зарегистрировано обособленное подразделение каждый раз в связи с постановкой техники на учёт. Если ОП в СПБ зарегистрировано по другим основаниям, то факт того, что в качестве субъекта регистрации самоходной техники обозначено это ОП, ничего не меняет. Местом нахождения и автомобиля, в первом случае, и местом нахождения самоходной техники, во втором случае, является всё равно место нахождения головной конторы, то есть — город Москва со всеми вытекающими последствиями.

  11. Ольга:

    Здравствуйте,
    Помогите пожалуйста разобраться с ситуацией, возникшей по транспортном налогу.
    К организации в Москве присоединилась другая организация в регионе, которая стала филиалом после присоединения, автомобили присоединенной организации стояли на учете в регионе,налог платился в регион, декларации подавались в регион.После перерегистрации на организацию преемника в Птс машин присоединенной организации (в итоге филиала) указан адрес и наименование головной организации в Москве, Гибдд региона, а в стс адрес филиала в регионе и наименование головной организации, кроме того в Птс в особых отметках стоит филиал, машины используются в филиале. В письменном ответе от инспекций машины не числятся за новой организацией ни в инспекции по адресу филиала, ни по адресу головной организации в Москве. С учетом выше изложенного возникает вопрос, куда платить транспортный налог в регион куда и раньше или по адресу головной организации в Москве? Что является основным документом для налогового органа и Гибдд птс или свидетельство о регистрации (стс) машины?

    • Здравствуйте!
      Как обычно, для ответа на вопрос, куда платить транспортный налог, необходимо определиться с местом нахождения транспортных средств.
      Таковым могут быть:
      — место нахождения головной организации
      — место нахождения обособленного подразделения.
      Но дело в том, что обособленное подразделение, с которым закон связывает место нахождения транспортного средства, возникает лишь после того и в связи с тем, как его зарегистрировал налоговый орган.
      Об этом налоговый орган должен выдать соответствующее уведомление о постановке на учёт ОП по месту регистрации ТС.
      Если такового юридического факта не состоялось, то нет оснований утверждать, что местом нахождения ТС является место нахождения обособленного подразделения. Соответственно, поскольку «в воздухе» ТС находиться не может, то его местом нахождения является место головной организации, по которому и надо исчислять и уплачивать транспортный налог. И вовсе неважно, что записано в ПТС, в СРТС. Эти документы не являются основанием для определения места нахождения объекта обложения транспортным налогом в смысле налогового законодательства.
      Прямой ответ на вопрос, куда платить ТН — в Москву.

  12. Марина:

    Алексей, добрый день!

    Помогите, пожалуйста, разобраться в ситуации, касающейся Транспортного налога в нашей организации. «Голова» находится в Москве и есть обособки в нескольких регионах.

    В 2014 году несколько машин были зарегистрированы в ГИБДД регионов, но в ПТС указано название самой организации (не ОП) и, соответственно, московский адрес.

    Однако авансы мы уплачивали и декларации подавали по месту учета ОП в региональные ИФНС. И они были приняты.
    Прочитав данную статью и комментарии, я пришла к выводу что мы действовали неверно, и что отчитываться мы д.б. в Москву. Так ли это?

    И второй вопрос. Две обособки были закрыты в 2015 году, машины проданы. Карточки расчетов с бюджетом переведены в головную ИФНС. Уплаченные авансы пока числятся как переплата. Правильно ли будет, если мы подадим декларации по данным закрытым ОП в московскую ИФНС? И по одной закрытой обособке мы еще должны доплатить налог, правильно ли будет если мы уплатим его в Москву?

    • Здравствуйте!
      Мне из Вашего вопроса непонятно: были зарегистрированы ОП или нет? Налоговый орган выдал соответствующий документ о постановке на учёт по месту нахождения ОП в связи с регистрацией ТС или нет?
      Если по факту постановки на учёт транспортного средства в регионе налоговый орган не поставил на учёт/не зарегистрировал обособленное подразделение, то местом нахождения транспортного средства считается место нахождения «головной» конторы. А потому — и рассчитывать, и уплачивать транспортный налог по такому ТС надо по месту его нахождения, то есть в Москве. Если же ОП было зарегистрировано, тогда место нахождения ТС — соответствующий регион со всеми вытекающими последствиями.
      Что касается подачи деклараций, то тут тоже ситуация связана с местом нахождения ТС.
      Если на момент подачи деклараций ТС нет вообще, то надо смотреть на последнее место нахождения такого ТС, где оно было на момент перехода права собственности, а точнее даже — на момент перерегистрации ТС. Опять же, всё зависит от того, было или нет поставлено на налоговый учёт ОП.
      То же самое и с доплатой налога. Налог должен был быть рассчитан по правилам того региона, где находилось ТС. Вот туда и надо доплачивать налог.
      И вот ещё один очень интересный момент.
      Вы пишете про карточки расчётов с бюджетом, которые переведены в головную ИФНС. Это, как я понимаю, Москва. Транспортный налог — налог региональный. Он уплачивается в бюджет того региона, где находится ТС. О каком переводе расчётов с бюджетом может идти речь? Это, в принципе, невозможно.

  13. Инна:

    День добрый!Алексей подскажите пожалуйста, возник вопрос о перечислении авансового платежа за 3 кв.2015 г. транспортного налога головы организации.Так как организация считается крупным налогоплательщиком ИНН 7706, а КПП 7745. Вопрос куда платить налог в ИФНС № 06 или № 45 ???

    • Здравствуйте, Инна!
      Главное тут то, в какой бюджет платится налог. А он во всех случаях платится в бюджет Москвы (77). Поэтому даже если указать не те реквизиты для уплаты в части налогового органа, администрирующего соответствующие платежи, то нарушения не будет, поскольку налог попадёт в правильный бюджет.
      А вообще с точки зрения нормальной логики конечно платить надо по реквизитам ИФНС 45, поскольку именно она учитывает Вашу организацию как налогоплательщика, а потому именно она администрирует ваши платежи.
      В законе совершенно определённо написано, что налоговую декларацию вам надо сдавать по месту учёта вас как крупного налогоплательщика, поэтому можно смело там же и уплачивать транспортный налог.

  14. Светлана:

    Спасибо за подробный ответ! Физ.лицо зарегистрировало ТС на себя 01.08.2014, видимо поэтому ИФНС выставило требование о недоимке только за Июль 2014 г.

  15. Марина:

    Добрый день! Помогите, пожалуйста. Наша организация была зарегистрирована в Москве и все наши транспортные средства зарегистрированы тоже в Москве. Но 13.01.2015г. произошла смена адреса и постановка на учет в ИФНС Московской области. Куда теперь нам отчитываться и платить налог. Обособленных подразделений у нас нет и не будет. Спасибо

    • Здравствуйте!
      Налоговая декларация по транспортному налогу подаётся по месту нахождения транспортных средств. С местом нахождения ТС на момент подачи декларации и надо определиться, чтоб понять, куда эту самую декларацию подавать.
      Пока вам не зарегистрировали никаких обособленных подразделений, то местом нахождения транспортных средств является место нахождения организации, то есть к моменту подачи декларации такими местом будет Московская область. Вот там и надо подавать декларацию.
      Что же касается исчисления и уплаты транспортного налога, то в этом случае также надо определять место нахождения транспортных средств, причём определять его надо либо на конец налогового периода (года), если в течение года это место не менялось, либо на конец каждого месяца, если в течение года происходило изменение места нахождения.
      Местом нахождения ТС в календарном периоде у вас был город Москва. Поэтому за 2014 года исчислять и уплачивать транспортный налог следует согласно законодательству города Москвы. И это независимо от того, что к моменту уплаты налога место нахождения изменилось, и декларация будет сдаваться в Московской области.

  16. Наталья:

    Алексей, подскажите пожалуйста: Если в ПТС собственником является филиал организации с указанием адреса г.Красноярск, а место регистрации транспортного средства ГИБДД Туруханского р-на (ноябрь 2014г), при этом уведомление о постановке на учет транспортных средств из ИФНС не получены, налоговую декларацию за 2014г необходимо предоставить в ИФНС по месту регистрации филиала, т.е. в г.Красноярске? И из всех разяснений следует, что местоположением ТС будет также местонахождение филиала (г.Красноярск)? При этом в налоговой декларации необходимо указать КПП филиала, как обособленного подразделения?

    • Филиал не может быть сам по себе собственником. Филиал — не самостоятельное лицо.
      Где находится само юридическое лицо? Вот, скорей всего, по месту нахождения именно юридического лица и надо подавать декларацию.

  17. Светлана:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, Транспортное средство Организации было передано Обособленному подразделению этой же организации 12.09.2014, и 13.09.2014 это ТС было перерегистрировано в ГИБДД с Организации на Обособленное подразделение. Кто должен платить транспортный налог этого ТС за сентябрь?

  18. Ирина:

    Добрый день! Я внимательно прочитала Вашу статью о транспортном налоге, но ответа на свой вопрос не нашла. Ситуация следующая: ООО стояло на учете в ИФНС г.Новочеркасска Ростовская область и по транспортному налогу отчитывалось по месту учета. Но в январе 2014г. ООО поменяло юридический адрес и перешло в ИФНС г.Санкт-Петербурга, а в г.Новочеркасске зарегистрировали ОП. Транспортные средства так и остались зарегистрированными в ГИБДД г.Новочеркасска, но в ПТС не указано ОП, а указано ООО. Куда нам отчитываться и платить налог?

    • Добрый день!

      Если исходить из формальности, то в настоящее время даже при том, что транспортные средства стоят на учёте в Ростовской области, даже при том, что в Новочеркасске есть зарегистрированное обособленное подразделение, местом нахождения следует считать город Санкт-Петербург. Как бы это парадоксально ни звучало. 

      Но самое парадоксальное даже не это. А то, что налоговый орган в Санкт-Петербурге в подобной ситуации даже не сможет узнать, что у вашей организации есть такой объект налогообложения и вряд ли предъявит какие-либо претензии, если вы не будете отчитываться и уплачивать транспортный налог, а вот налоговый орган в Новочеркасске думает, что такой объект налогообложения есть, и если вы перестанете отчитываться по транспортному налогу и его уплачивать там, то он, скорей всего, предъявит претензии.

      На Вашем месте я бы в регистрационные данные на транспортные средства внёс соответствующие изменения в ГИБДД, о том, что у владельца ТС новый юридический адрес. И после этого проконтролировал бы ситуацию с предоставлением из ГИБДД данных в налоговый орган, а после этого — регистрацию ОП в связи с регистрацией транспортных средств.

      По уму, налоговый орган в Новочеркасске должен был озаботиться тем, что ваша организация меняет юридический адрес. Он же все материалы передал в Санкт-Петербург. И в этот момент он должен был зарегистрировать ОП по месту регистрации ТС. Тогда и вопросы бы снялись. Но этого, судя по всему, не произошло, и теперь у вас непростая ситуация.

      В общем, я бы порекомендовал, менять данные регистрационные, обеспечивать регистрацию ОП по месту регистрации ТС, после чего спокойно продолжать уплачивать транспортный налог в Ростовской области. Иначе эту проблему не разрешить на формальном уровне.

      Ну а пока, с даты регистрации Вашей организации в СПб до регистрации ОП в связи с учётом транспортных средств в Новочеркасске, исчислять и уплачивать транспортный налог и отчитываться по нему будет правильным в СПб.

       

  19. Ангелина:

    Здравствуйте, Алексей! У нас возникла небольшая путаница с ТС… Мы купили ТС и зарегистрировали его в Москве (по месту регистрации головной организации). Но на учет мы его ошибочно поставили в Балашихе (по месту регистрации обособленного подразделения). А отчеты и транспортный налог отправлялись в Москву по головной организации. Является ли это ошибкой? И как нам теперь быть? 

    • Здравствуйте!

      Правильно я понимаю Вас, что регистрация в ГИБДД — в Москве, а в Балашихе ТС принято на баланс обособленного подразделения, то есть речь идёт про постановку на учёт как основного средства? Так? Потому что если — иначе, то непонятно, про какой учёт в Балашихе говорится.

      Если я всё правильно Вас понял, то тогда в части уплаты транспортного налога и сдачи отчётности по нему Вы всё делали верно. У Вас нет никаких других вариантов, кроме как считать город Москву местом нахождения ТС.

       

  20. ОЛЬГА:

    Алексей, здравствуйте, вроде простой вопрос, но возникло ряд сложностей с его решением. Организация зарегистрирована в г.Москва, в г.Томске имеете обособленное подразделение, также по месту нахождения обособленного подразделения имеются транспортные средства. Ясно, что платить налог и декларацию в отношении указанных ТС необходимо в г.Томск,  но вопрос: кто именно должен сдавать налоговую декларацию — головная организация (т.к. ТС  зарегистрированы на нее) или обособленное подразделение (т.к. фактически ТС находятся на территории г.Томска)?

    В налоговом Кодексе написано, что налоговую декларацию представляют налогоплательщики, являющиеся организациями. Но фактически в налоговую инспекцию отчитывается обособленное подразделение и налоговая декларация была принята без проблем

    • Здравствуйте!

      Вообще, и головная организация (термин, кстати, весьма условный, гораздо правильнее, хотя менее эстетичнее, использовать "голова организации"), и обособленное подразделение организации — это всё одна организация, а потому это один налогоплательщик.

      Просто из-за территориальной разбросанности подразделений организации в целях исчисления налогов возникает необходимость территориально "развести" исчисление и уплату, а иногда — только уплату налогов. Именно для этого в налоговом праве появился термин "обособленное подразделение". Он вообще никак не влияет на статус организации как юридического лица. Это просто территориально выделенная, и иногда организационно с точки зрения корпоративного права никак не оформленная чать организации.

      В Вашем же вопросе надо ответить на то, а что считать местом нахождения транспортных средств: Москву или Томск.

      Вы посчитали, что Томск.

      Налоговый орган в Томске, по сути дела, с Вами согласился, приняв от Вас декларацию. И его можно понять: какой смысл отказываться от денег, которые предлагаются в администрируемый им бюджет.

      А вот я считаю, что как раз-таки по транспортным средствам, которые хоть фактически находятся в г. Томске, но зарегистрированы на головную организацию (на голову организации) в г. Москве, местом их нахождения следует считать Москву. И исчислять транспортный налог и подавать налоговую декларацию надо именно в Москве, по московским правилам.

      Думаю, что Вам надо начинать уже урегулирование данного вопроса с налоговым органом в Томске, чтобы в последующем не возникло недоразумений. Ведь Томск явно теперь будет рассчитывать, что Вы будете уплачивать транспортный налог у них. И он будет всячески убеждать Вас в том, что платить Вы должны именно там, у них, а не в Москве. 

      Но ведь, на самом деле, на суммы транспортного налога по закону имеет право претендовать не Томск, а Москва. Поэтому очень велика вероятность того, что Вы, думая, что заплатили всё сполна в Томске и можете не думать об этом, будете в один прекрасный день потревожены московским налоговым органом, который не досчитается от Вашей организации платежей по транспортному налогу в свой бюджет…

      Решать данную проблему надо уже сейчас.

      Насколько я знаю, до 31 июля в Томской области следует уплачивать авансовый платёж за 2-й квартал по транспортному налогу. Этого делать не стоит, потому что в Москве авансовые платежи не платятся, а уплаченные суммы транспортного налога в бюджет Томской области никак не могут быть зачтены в счёт уплаты налога в бюджет города Москвы.

      Вам надо "выдёргивать" всё, что Вы уплатили по этому году в Томске, чтоб не возникло повторной оплаты транспортного налога по тем же самым транспортным средствам, но только в Москве. Ведь по году, если ничего не изменится, то уплатить транспортный налог надо будет именно в Москве. 

      Вот такая у Вас ситуация.

      Если нужна юридическая помощь/поддержка по этому вопросу, а также по любым иным вопросам, то я открыт для сотрудничества.

  21. Оксана:

    Добрый день! Должна ли организация платить налог на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения, зарегистрированного по месту нахождения транспортного средства?

    • Добрый день!

      Вопрос весьма интересный, а вот, как часто бывает, прямых разъяснений или рекомендаций нет. Поэтому приходится толковать закон самостоятельно.

      Смотрите.

      Ключевая причина, по которой закон выделяет обособленное подразделение для налоговых целей, в том, что при наличии ОП в составе организации изменяется исчисление и порядок уплаты некоторых видов налогов, поступление которых увязано с бюджетами соответствующих территорий.

      Но при этом, говоря, по сути дела, об одном и том же — об ОП, теперь для разных налогов с точки зрения их уплаты возникновение обособленных подразделений и их ключевое содержание различаются. На мой взгляд, законодатель, ведая или не ведая, внёс путаницу в этом вопросе.

      Что ж, давайте разберёмся.

      Транспортный налог уплачивается по месту нахождения обособленного подразделения, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

      То есть, казалось бы, речь идёт о ситуации, когда транспортное средство зарегистрировано на обособленное подразделение. По логике: сперва должно быть ОП, а потом уже — на его имя должна состояться регистрация ТС.

      Но, как я уже неоднократно отмечал, в настоящее время в связи с изменением правил регистрации транспортных средств и правил постановки на учёт обособленных подразделений невозможно так сделать: зарегистрировать ТС на ОП.

      Если следовать букве закона, то сейчас может быть лишь обратная ситуация: сперва происходит регистрация ТС, и только потом, на основании такой регистрации, уже возникает обособленное подразделение. В этом ключевая особенность обособленных подразделений, возникающих в связи и в целях уплаты транспортного налога.

      Что немаловажно, обособленное подразделение в данном случае возникает лишь по инициативе налогового органа, который получил соответствующую информацию от органа регистрирующего. Если налоговый орган не поставит организацию-налогоплательщика на налоговый учёт по месту регистрации ТС по любой причине (а это могут быть лишь причины, которые от налогоплательщика уже никак не зависят), то обособленного подразделения не возникнет, а, следовательно, уплата транспортного налога в таком случае должна производиться по месту нахождения головной организации,

      У налога на прибыль, точнее, у обособленных подразделений, по месту которых должен уплачиваться налог на прибыль, несколько другая природа.

      В возникновении/создании обособленного подразделения инициативу обязан проявить сам налогоплательщик: он самостоятельно обязан подать в налоговый орган уведомление для регистрации ОП при возникновении определённых условий. Если же он не проявит инициативу, то, по большому счёту, хоть он и нарушит положения закона, за что может быть привлечён к ответственности, хоть закон и говорит, что признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение, по факту — без проявленной налогоплательщиком инициативы ОП не возникнет. Но не возникнет именно по причинам, зависящим от налогоплательщика.

      Но давайте посмотрим, когда такое ОП, участвующее в процессе уплаты налога на прибыль, может и должно возникнуть.

      Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

      И как раз для исчисления налога на прибыль важны показатели, в основе которых лежат, по сути дела, трудовые отношения, то есть отношения между рабоником и работодателем. И эти показатели — это среднесписочная численность и расходы на оплату труда. То есть цепочка для возникновения ОП для исчисления налога на прибыль такова: наличие трудовых отношений между работодателем-организацией-налогоплательщиком и работником, оборудование рабочего места для работника и наличие расходов на оплату труда, то есть оплата труда работника. Именно это является ключевым для того, чтобы иметь возможность уплачивать налог на прибыль организаций по месту нахождения обособленного подразделения.

      Обратите внимание, что приобретение и регистрация ТС никак не упоминается в цепочке.Согласитесь, что факт регистрации ТС — это не совсем  то же самое, что оборудование стационарного рабочего места. 

      Да, зарегистрировав ТС, можно потом, использовать это ТС как рабочее место для того же водителя. Но из факта регистрации ТС с необходимостью не следует, не вытекает факт оборудования рабочего места  Точно также не вытекает оборудование этого рабочего места именно по месту регистрации ТС.

      Из всего этого можно сделать один простой вывод.

      Регистрация ТС обусловливает возникновение ОП лишь в связи с уплатой транспортного налога. Если же по месту регистрации ТС (и последующего возникновения ОП) не было создано стационарных рабочих мест, то наличие такого ОП не влечёт необходимости уплаты по месту нахождения этого ОП налога на прибыль организации.

      И теперь прямой ответ на Ваш вопрос.

      Организация не должна платить налог на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения, зарегистрированного по месту нахождения транспортного средства, если ОП возникло только лишь по причине регистрации ТС.

  22. Светлана:

    Добрый день!

    Алексей, подскажите пожалуйста, если транспортное средство было зарегистрировано в ГИБДД Новосибирской области на обособленное подразделение, но закрылось в мае 2014, и ТС было передано в другое обособленное подразделение также в Новосибирске. Нам следует перерегистрировать ТС на другое обособленное подразделение в Новосибирске? Что будет с уплаченным авансовым платежом за 1 квартал 2014 г в закрытое на данный момент обособленное подразделение? И соответственно декларацию за 2014 г., мы должны будем подать только в новое обособленное подразделение?

    • Добрый день!

      В подобной ситуации, опять возникает вопрос: а что считать местом нахождения автомобиля? И таких вопросов будет множество, поскольку порядок возникновения обособленных подразделений и порядок регистрации транспортных средств поменялся, в результате чего появилась пустота правовом поле, регулирующем исчисление, уплату и отчётность по транспортному налогу у организаций, имеющих обособленные подразделения.

      По уму, налоговые органы, имеющие сведения о зарегистрированных транспортных средствах не по месту нахождения головной организации, должны автоматически выдать организациям свидетельтства о постановке этих организаций на учёт по месту действующей регистрации этих транспортных средств, то есть зарегистрировать/перерегистрировать обособленные подразделения. Тогда бы и вопросов, подобных Вашему, не возникало. Тогда бы и ОП не закрывалось до того момента, пока ТС стоят на учёте.

      Но поскольку никто об этом не подумал и никаких инструкций не издал на этот счёт, а налоговые органы не особо горят желанием делать работу, не предписанную указаниями вышестоящего органа, то у организаций вроде Вашей возникают, и будут возникать такие проблемы.

      Отвечая на Ваш вопрос, скажу следующее.

      1. Из-за той неясности, которую я обозначил, чтобы как-то минимизировать проблемы, с ней связанные, я бы всё-таки рекомендовал внести изменения в регистрационные данные ТС. 

      По общему правилу, как таковой обязанности перерегистрировать транспортное средство, казалось бы, нет.

      Ведь собственником как было, так и осталось само юридическое лицо. Это — с одной стороны.

      Но, с другой стороны, в регистрационных данных ГИБДДА как я понимаю, сейчас в качестве владельца указано обособленное подразделение юридического лица, которое закрылось? Правильно? Поскольку оно закрылось, то существующие регистрационные данные в ГИБДД не совсем корректны, с точки зрения правил регистрации. Хотя юридически с точки зрения права собственности на ТС ничего не изменилось ровным счётом.

      Но именно для того, чтобы снять последующие вопросы с исчислением и уплатой ТН, при всех моих больших сомнениях в наличии обязанности перерегистрировать ТС из-за закрытия ОП, с практической точки зрения, я бы рекомендовал Вам сделать эту перерегистрацию.

      Просто потому, что уже после внесения новых данных, то есть после перерегистрации, у налогового органа совершенно точно возникнет обязанность зарегистрировать ОП и уведомить Вас об этом. А следовательно появится ясность относительно того, как исчислять и куда платить транспортный налог и куда сдавать декларацию по данному ТС.

      Это практический совет, как выйти из ситуации. 

      Поскольку сейчас, после того, как прежнее ОП закрылось, а автомобиль был передан в другое ОП, формально местом нахождения ТС следует считать не то ОП, куда передали автомобиль, а место нахождения головной организации. И по правилам региона головной организации исчислять и уплачивать налог.

      Да, на первый взгляд, это выглядит диковато, но юридически именно так. В этом и кроется суть проблемы: кажется, что исчислять и платить надо по правилам Новосибирской области, того места, где находится ОП, которому передали ТС, но формально это не так.  Так вот, чтобы избежать этих неясностей, я бы рекомендовал изменить регистрационные данные ТС, хоть это и необязательно.

      Ну а если не измените в ближайшее время, то, начиная с июня, местом нахождения ТС следует считать место нахождения головного юридического лица, но никак не Новосибирскую область.

      2. Авансовый платёж за 1-квартал 2014 года никуда не денется. Уплатили и уплатили. Просто потом в декларации укажете, что он уплачен в бюджет Новосибирской области. Более того, поскольку обособленное подразделение исчезло у Вас в мае, то ещё за апрель и май надо будет уплатить транспортный налог по тем же реквизитам. А вот за июнь — уже по тем, где будет место нахождения ТС. Если перерегистрируете в мае в Новосибирской области, то это Новосибирские реквизиты, если не успеете в мае — то это реквизиты места нахождения головной организации.

      3. Декларацию по транспортному налогу за 2014 год надо будет подавать по месту находения ТС на конец налогового периода, то есть по состоянию на 31 декабря 2014 года. Какое это будет место — надо смотреть, с учётом того, что я написал выше.

  23. Светлана:

    Алексей, подскажите пожалуйста, чтобы не допускать ошибки в будущем, например за 1 квартал 2014 года, часто возникают такие ситуации: приобрели автомобили в феврпале 2014 года, зарегистрированы одни в ГИБДД города Москвы, другие в ГИБДД города Санкт-Петербурга, но обособленные подразделения в Москве и в СПб в ПТС не указаны, (хотя они (Обособленные подразделения) и в Москве и в Санкт-Петербурге открыты ещё в 4 квартале 2013 года) собственник указан по голове г. Омск. Уточните пожалуйста, сейчас нам нужно начислять налог по ставкам г. Омска по Головной организации и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу в ИФНС города Омска? И ждать пока из ИФНС по Москве и по СПб не известят нас о том, что по нашей организации возникли ОП в связи с регистрацией ТС? И если такие уведомления из ИФНС нам поступят в течении 2014 года, то нужно будет переначислять транспортный налог за весь год по ставкам города Москвы и СПб, и писать письма на возврат авансовых платежей в ИФНС по г. Омску? А если ИФНС по г. Москве и г. СПб вообще не предоставят такие уведомления об извещении нас о том, что по нашей организации возникли ОП в связи с регистрацией ТС? То нужно будет и годовую декларацию подавать по головной организации в г. Омск?

    • Налоговый кодекс всё, что касается с исчисления и уплаты транспортного налога, а также подачи налоговой декларации, связывает с местом нахождения транспортного средства.

      Применительно к организациям, которые владеют автотранспортом, транспортные средства могут иметь два типа места нахождения:

      — место нахождения организации, по которому зарегистрировано транспортное средство;

      — место нахождения обособленного подразделения организации, по которому зарегистрировано транспортное средство.

      Иного закон не устанавливает. Либо — там, либо — там.

      Эти положения о месте нахождения ТС были увязаны с изменениями в правилах регистрации транспортных средств.

      Сейчас регистрация ТС может производиться везде, независимо от места нахождения собственника. То есть организация или физическое лицо, место нахождения которых, допустим, Калининградская область, совершенно спокойно могут регистрировать своё транспортное средство где-нибудь в Приморском крае. Раньше так сделать было невозможно.

      Раньше для подобной регистрации организации надо было иметь или обособленное подразделение, а точнее даже — зарегистрированный филиал или представительство, только в этом случае была возможна регистрация ТС в том регионе, по адресу филиала или представительства. И именно филиал или представительство указывались в качестве владельца ТС.

      По причине изменения правил регистрации автотранспортных средств пришлось параллельно менять налоговое законодательство в части транспортного налога.

      Эти изменения коснулись как определения места нахождения транспортных средств как объекта обложения транспортным налогом, так и положений об обособленных подразделениях, в частности, о регистрации обособленных подразделений в связи с регистрацией транспортных средств.

      В настоящий момент факт регистрации транспортного средства — это основание возникновения обособленного подразделения, а значит и основание появления места нахождения транспортного средства иного, нежели место, где находится головная организация.

      Что же получается. А получается следующее.

      Пока организация не уведомлена о том, что у неё появилось обособленное подразделение в связи с регистрацией автомобиля, то местом нахождения этого автомобиля совершенно правомерно считать место нахождения головной организации.

      Просто потому, что другого варианта нет. 

      Организация обязана знать и, предполагается, что знает правила о том, что в результате регистрации транспортного средства у неё должно появиться обособленное подразделение. Также организация обязана знать и знает, что в данном случае обособленное подразделение возникает в лишь в результате постановки организации на налоговый учёт налоговым органом, которая должна быть произведена в течение 5 дней с момента получения сведений из ГИБДД.

      Организация знает, что в этот же срок (в течение 5 дней с момента получения сведений из ГИБДД о регистрации транспортного средства) налоговый орган обязан выдать или направить по почте заказным письмом организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

      Таким образом, для того, чтобы у организации возникла обязанности по исчислению, уплате налогов и сдаче налоговой декларации по транспортному налогу по месту регистрации обособленного подразделения, в обязательном порядке должны быть осуществлены все перечисленные действия как со стороны ГИБДД, так и со стороны налогового органа. 

      И только после получения организацией уведомления от налогового органа о регистрации ОП, только после этого местом нахождения транспортного средства будет считаться место нахождения обособленного подразделения со всеми вытекающими последствиями.

      Да, безусловно, в действительности всё может быть так, что ГИБДД не направит вообще в налоговый орган соответствующие сведения о регистрации ТС (такое бывает сплошь и рядом) или направит, но с нарушением сроков. Налоговый орган пропустит сроки постановки на учёт и т.п.

      И реально может получиться так, что организация не получит к сроку уплаты платежа по транспортному налогу или сроку подачи декларации необходимые документы о постановке на учёт.

      Что делать в этом случае?

      Ведь организация знает, что "как бы по-правильному" местом нахождения ТС должно стать место нахождения ОП, но у неё нет никаких подтверждений тому, что это ОП вообще зарегистрировано.

      Организация не может не исчислять и не уплачивать, а также не отчитываться по транспортному налогу лишь потому, что ею не получены документы о регистрации обособленного подразделения, которые должен прислать её налоговый орган. Она не физическое лицо. Ей в любом случае следует исчислять и уплачивать транспортный налог. И сдавать декларацию.

      В этом случае организация обязана исходить из того, что местом нахождения транспортного средства является место нахождения самой головной организации. И от этого отталкиваться при исчислении транспортного налога, его уплате и отчётности по нему.

      То есть общее правило, которым надо руководствоваться в подобных ситуациях следующее:

      "Пока организация не получила документальное подтверждение того, что в результате регистрации транспортного средства в ГИБДД налоговый орган поставил на налоговый учёт её обособленное подразделение, то местом нахождения транспортного средства считается место нахождения организации, даже если на следующий день всё изменится."

      Соответственно, все действия организации как налогоплательщика, совершённые по месту нахождения организации до момента получения ею такого документального подтверждения , являются абсолютно законны и правильны.

      Важно понимать, что именно момент получения организацией уведомления о постановке на учёт её по месту регистрации ТС из налогового органа устанавливает то, с какой даты начинать считать местом нахождения транспортного средства место нахождения ОП. А никак не дата самой регистрации ОП, не дата подписания подобного документа, и не дата его отправки по почте.

      Поэтому, отвечая на непосредственно на заданный Вами вопрос, скажу.

      Пока ваша организация не получит из ИФНС г. Москвы и ИФНС г. Санкт-Петербурга уведомления о том, что они поставили вашу организацию на учёт в связи с регистрацией там принадлежащих вашей организации транспортных средств, до этого момента всё, что было исчислено и уплачено по правилам, установленным законодательством Омской области, законно и обоснованно.

      Ничего пересчитывать и никаких действий по возврату уплаченных налогов предпринимать не следует. Просто потом, когда вы будете сдавать налоговую декларацию по транспортному налогу за налоговый период — 2014 год, надо будет соответствующим образом отразить эти платежи (при условии, конечно, что вы получите всё-таки уведомления о постановке на учёт из Москвы и СПБ).

      А если же вы вообще не получите из ИФНС Москвы и СПБ никаких уведомлений, то местом нахождения этих транспортных средств будет по-прежнему считаться Омская область, по законодательству которой надо будет действовать.

      Ещё один момент, на котором я бы заострил Ваше внимание.

      Поскольку Ваша организация находится достаточно далеко от Москвы и СПБ, а уведомления из ИФНС будут вам направлены по почте, идти они могут очень долго, а могут вообще не дойти.

      Поэтому надо предполагать, что налоговый орган может в какой-то момент посчитать, что вы уже уведомлены о том, что ОП зарегистрировано, при том что, до вас никакое почтовое отправление не доходило. Для этой ситуации не установлено жёстких сроков, по истечении которых вы будете считаться уведомленными, как это предусмотрено в ряде других случаев

      Этот момент надо учитывать. И если есть возможность, то не дожидаться прибытия почтовых отправлений из Москвы и СПБ, а быть проактивными и получить такие уведомления либо лично, либо пробовать узнавать судьбу их подготовки и отправки непосредственно в налоговом органе.

       

      • Светлана:

        Добрый день! Алексей, подскажите пожалуйста, по такой ситуации: наша организация продала транспортное средство физическому лицу в июне 2014 г, (договор купли-продажи, акт приема-передачи ТС 11.06.14) т.к. сейчас нет необходимости снимать ТС с учёта в ГИБДД, мы этого не сделали, но физ. лицо, не перерегистрировал ТС на себя в течении 10 дней, а перерегистрировал уже в августе, т.е. получается за июль 2014 года, никто не заплатил транспортный налог, сейчас нам от ИФНС пришло требование о недоимке за июль месяц, правомерно ли это? И не должны ли налоговые органы взимать налог за июль месяц с нового владельца, ведь т.к. мы продали ТС в июне, налогооблагаемый объект в июле у нас уже отсутствовал.

        • Добрый день!
          Налоговый орган действует сообразно закону.
          Сам по себе переход права собственности на транспортное средство ещё не является основанием того, что у налогоплательщика не стало объекта налогообложения транспортным налогом. Для целей налогообложения имеет значение лишь факт изменения регистрационных данных на ТС. Пока они не изменены на нового владельца ТС, налогоплательщиком является прежний владелец. В вашем случае — это ваша организация.
          Более того, вы должны уплатить транспортный налог не только за июль 2014 года, но и за август 2014 года, месяц, в котором произошла смена регистрационных данных. Если налоговый орган за август вам ничего не выставил, то это это весьма странно. Поскольку даже неполный месяц обладания объектом налогообложения считается как полный, а, насколько я понял, в августе ТС ещё какое-то время было вашим объектом налогообложения.
          В настоящее время при заключении договоров на продажу ТС изначально надо «закладываться» на то, что покупатель не перерегистрирует приобретённое ТС вовремя. Поэтому весьма полезно такую обязанность как перерегистрация ТС покупателем очень чётко прописывать. Также надо указывать ответственность покупателя за несоблюдение сроков перерегистрации и условия и правила компенсации убытков, которые могут возникнуть у продавца в период между передачей ТС покупателю и его перерегистрацией на имя покупателя из-за действий покупателя, не надо забывать, что штрафы за нарушение ПДД в результате автоматической фото- и видео- фиксации придут именно тому, кто на момент совершения нарушения числился как зарегистрированный владелец ТС, и ещё не факт, что удастся нормально обжаловать подобное постановление по делу, чтобы не уплачивать штрафы.
          В общем, изначально надо просто грамотно составлять договоры, в том числе и договоры купли-продажи транспортных средств, тогда можно будет нивелировать все негативные последствия, подобные тем, что вы отразили в своём вопросе.

          • Светлана:

            Спасибо за подробный ответ! Физ. лицо зарегистрировало ТС 01.08.2014, видимо поэтому ИФНС выставило требование о недоимке только за июль 2014 года.

Оставить свой комментарий

Поиск по сайту
© 2018    Алексей Кончин    //    Войти   //    Вверх