Применение налогового законодательства, практика АС УО, 26.12.2014 | Алексей Кончин: правовая персональная помощь
[uptolike]

Применение налогового законодательства, справка АС УО, 26.12.2014

Арбитражный суд Уральского округа

Арбитражный суд Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД 

УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Итоговая справка 

Актуальные вопросы применения налогового законодательства

утверждена на заседании президиума 

Арбитражного суда Уральского округа

26 декабря 2014 года

 

1. Влияет ли факт представления уточненной (корректирующей) налоговой декларации после завершения камеральной налоговой проверки на подлежащий уплате штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации[1]?

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 названного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Таким образом, представление налогоплательщиком уточненной (корректирующей) налоговой декларации после завершения камеральной налоговой проверки не освобождает его от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

При этом размер штрафа подлежит исчислению исходя из размера недоимки, установленной проведенной проверкой.

 

2. Правомерно ли применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в случае, когда налогоплательщик истребованные налоговым органом по требованию документы представил по месту проведения выездной налоговой проверки?

На основании п. 1, 2 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119 и 129.4 названного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (абз. 1, 3 п. 12 ст. 89 НК РФ).

Из положений ст. 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика (за исключением случаев, когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение), где должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, должна быть обеспечена возможность ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Из содержания данной правовой нормы не следует, что затребованные документы должны быть представлены налогоплательщиком именно по месту нахождения налогового органа.

В ст. 93 НК РФ также отсутствует прямое указание на необходимость представить затребованные документы в налоговый орган. Данной статьей не установлен запрет представления документов, затребованных в ходе проводимой на территории налогоплательщика выездной налоговой проверки, по месту ее проведения.

Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика представление истребуемых документов по месту проведения проверки не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.

 

3. Является ли плательщиком налога на добавленную стоимость[2] Управление по наружной рекламе администрации муниципального образования, осуществляющее деятельность по заключению с хозяйствующими субъектами возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в муниципальной собственности?

В силу подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях главы 21 Кодекса не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования могут участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступая на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права (муниципальным образованиям) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Порядок участия муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен в ст. 125 ГК РФ. Так, в п. 2 ст. 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Управление по наружной рекламе, являясь структурным подразделением администрации муниципального образования и осуществляющее управленческие функции в пределах своих полномочий в области размещения объектов наружной рекламы, в том числе по заключению возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования, муниципальное имущество в оперативное управление не получало, при этом плата за возможность установки и эксплуатацию рекламных конструкций вносилась хозяйствующими субъектами в местный бюджет. Указанное свидетельствует о том, что возможность установки и эксплуатации рекламных конструкций предоставлялась хозяйствующим субъектам непосредственно муниципальным образованием как собственником соответствующего имущества на основании ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, Управление по наружной рекламе администрации муниципального образования в названной ситуации плательщиком НДС не является. Наличие у структурного подразделения администрации муниципального образования статуса юридического лица, равно как и заключение им возмездных договоров от своего имени, а не от имени муниципального образования, в данном случае с учетом положений ст. 125 ГК РФ не имеет определяющего значения и не исключает возможности применения подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

 

4. Зависит ли право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) от использования данных товаров или результатов работ (услуг) для осуществления налогооблагаемой деятельности в периоде их приобретения, а также от начала использования товаров либо результатов работ (услуг) в такой деятельности?

В соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Согласно абз. 1 п. 5 ст. 171 НК РФ вычеты данных сумм налога производятся в порядке, установленном абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ.

Положениями абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Порядок принятия к вычету сумм НДС, указанных в п. 6 ст. 171 НК РФ, не ставит в зависимость право на вычет от планов и намерений налогоплательщика использовать результат работ в облагаемой либо не облагаемой НДС деятельности.

В случае последующего использования объекта в деятельности, которая не облагается НДС, ранее принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению налогоплательщиком на основании подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

 

5. Подлежит ли применению правило, предусмотренное п. 5 ст. 340 НК РФ, при реализации налогоплательщиком добытой руды, комплекс технологических операций по доведению которой до соответствующего стандарта (золотосодержащего цинкового цементата) налогоплательщиком фактически не осуществлен?

Согласно п. 5 ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговым периоде (а при их отсутствии — в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.

При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерениях) содержания химически чистого метала в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.

Исходя из буквального толкования п. 5 ст. 340 НК РФ содержащееся в нем правило установлено для определения стоимости добытого драгоценного металла.

Следовательно, если объектом реализации у налогоплательщика является не добытый драгоценный металл (золото), а окисленная золотосодержащая руда, комплекс технологических операций по доведению которой до соответствующего стандарта (золотосодержащего цинкового цементата) налогоплательщиком фактически не осуществлен, оснований для расчета налога на добычу полезных ископаемых по правилам п. 5 ст. 340 НК РФ исходя из стоимости химически чистого металла не имеется.

Иное толкование вышеуказанной нормы и применение ее к рассматриваемым правоотношениям, а именно определение размера налога на добычу полезных ископаемых в отношении золотосодержащей руды исходя из стоимости реализации химически чистого металла, ведет к нарушению п. 3 ст. 3 НК РФ, в силу которого налоги должны иметь экономическое основание.

 

6. Возможен ли зачет авансовых платежей в счет предстоящих платежей в порядке ст. 78 НК РФ в случае, когда авансовые платежи исчислены и уплачены налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости, утвержденной нормативным актом, при наличии оснований для перерасчета авансовых платежей в связи со вступлением в законную силу судебного акта, которым кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости?

Согласно п. 1, 4, 14 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика и приложенного судебного акта.

Правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 397 НК РФ установлено, что в течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 396 НК РФ.

Из системного толкования п. 1 ст. 391, п. 1, 5, 6, 7 ст. 396, п. 2 ст. 397 НК РФ, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что данные о кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной подлежащим исполнению судебным актом, должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной вступившим в законную силу судебным актом, то есть изменение кадастровой стоимости земельного участка судебным актом в течение налогового периода дает налогоплательщику право произвести перерасчет сумм авансовых платежей за отчетный период (квартал), определенных как одна четвертая налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 396 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик имеет возможность произвести зачет излишне уплаченных авансовых платежей в счет предстоящих платежей.

[1] Далее – НК РФ, Кодекс.

[2] Далее – НДС.  

Оставить свой комментарий

© 2024       //    Войти   //    Вверх